Статьи

Как написать техническое задание (ТЗ)

Для работы дизайнера очень важно, когда задача поставлена четко и ясно. Если задача понятна, то работа идет быстрее, и результат оказывается гораздо ближе к представлению заказчика. Это относится как к работе заказчика напрямую с дизайнером, так и через посредников-менеджеров. При работе с людьми, имеющими разный опыт с заказом дизайна, нередко приходилось задумываться о том, чтобы написать краткое руководство, как лучше составить так называемое ТехЗадание - описание целей, задач и пожеланий для дизайнера-исполнителя.


Посмотрел, что предлагает интернет по этому вопросу. В основном имеются такие руководства для дизайна сайтов, т. е. немного другая специфика. Поэтому давайте рассмотрим, как составить ТехЗадание для графического дизайна в рекламе и полиграфии.

 


1. Общая задача.
С этим обычно вопросов не возникает, это первое, что обговаривается - что именно нужно: макет баннера, плаката, визитки или рекламного макета в журнал...


2. Форматы и размеры.
В первую очередь нужно определиться с форматом: будет ли это растровая или векторная графика, а может быть видео; разрешением конечного файла: для точного определения программ-инструментов; и точным размером.

3. Идея.
Здесь следует описать все свои пожелания. Если есть идея для разработки, то она описывается в деталях (иногда даже в схемах и рисунках). Если же идею еще предстоит разработать, то следует описать все пожелания, какие есть. Этот вопрос очень важен, так как разработка идеи оценивается и создается отдельно и порой занимает больше усилий и времени, чем ее реализация.

4. Материалы.
Вместе с ТехЗаданием присылаются все материалы, необходимые для данной работы. Это конкретная текстовка, которая будет использована в работе, включая контактную информацию. Чаще всего необходим логотип, причем в векторном формате, который сохранит качество при любом размере. А также фотографии, картинки и другие материалы, которые нужно использовать в работе. Для полиграфии качество графических материалов должно соответствовать определенным нормам (здесь не подойдут картинки из интернета). Если желаемых изображений нет, дизайнер сам подберет или создаст их по желанию заказчика. На сложность и время работы (а значит и на цену) влияет, будут ли использованы готовые материалы, или из них будет сделан коллаж, или материалы будут созданы с нуля (иллюстрации). Для видео-монтажа к материалам также относится звуковое сопровождение.

5. Сроки и цены.
После изучения ТехЗадания как правило уточняются некоторые моменты, после чего можно говорить о сроках исполнения работы и ее стоимости.

6. Согласование и утверждение.
Когда все условия работы обговорены, можно приниматься за работу. Для быстрого согласования необходимо иметь контакты, по которым можно быстро выйти на связь. Чаще всего это электронная почта, ICQ и телефон. Для согласования заказчику высылается уменьшенный вариант макета для быстрого просмотра. Сам макет в требуемом формате передается после утверждения (и оплаты в зависимости от договоренности).

Ну вот пожалуй и все. Это основные пункты, к которым могут добавляться индивидуальные условия заказчика. Как видно, все предельно просто. Однако нередко из всех этих пунктов приходиться получать только один или два, которых явно не достаточно, чтобы приступить к работе. Надеюсь, это краткое руководство кому-нибудь пригодится. Успешных вам заказов!